Пожалуй, в истории человечества не было химического элемента со столь зловещей репутацией. Столетия мышьяк считался «королем ядов». История сохранила имя некоей Тофаны из Сицилии, страшная профессия которой вынудила ее в конце XVII века бежать из Палермо в Неаполь. Тофана продавала женщинам, желавшим ускорить смерть своих постылых мужей, бутылочки с жидкостью без запаха, вкуса и цвета. Небольшого количества жидкости было достаточно, чтобы умертвить человека. Смерть наступала медленно, безболезненно и неотвратимо. Жертвы Тофаны исчислялись сотнями.
Aqua Tophana – вода Тофаны, по мнению специалистов, представляла собой не что иное, как водный раствор мышьяковой кислоты с добавлением трав.
Правители некоторых государств (к примеру, в Венеции) держали тайные службы специалистов - отравителей. Особенно широко «применяли» мышьяк в средневековой Франции и Италии. Среди прочих этим ядом был отравлен папа Климент XIV.
В современной медицинской литературе можно прочитать, что мышьяк вызывает при отравлении «общетоксическое действие» (нефротоксическое, гепатотоксическое, энтеротоксическое, нейротоксическое). При остром отравлении, когда в организм попадают сразу десятки или сотни миллиграммов яда, картина напоминает заболевание холерой: сильные боли по всему пищеварительному каналу, рвота и понос, синюшная окраска кожи лица, судороги, нитевидный пульс, затруднение дыхания. Такое отравление, как правило, заканчивается смертью в результате острой сердечно-сосудистой недостаточности. Летальной для 50% людей является доза от 60 до 200 мг, в зависимости от возраста, пола, массы, исходного состояния здоровья, а также химического состава яда. Смерть наступает в среднем через 10 часов.
Самое ядовитое производное мышьяка – газообразный мышьяковистый водород (арсин) AsH3, один из сильнейших неорганических ядов! При содержании в воздухе всего 0,05 мг/л смертельная доза попадает в организм за полчаса, а концентрация 5 мг/л убивает мгновенно. В виде простого вещества мышьяк значительно менее опасен ввиду его малой химической активности.
Соединения As (III) в 25–60 раз токсичнее, чем As (V), так как они способны связываться с тиольными (сульфгидрильными) группами – SH цистеина и метионина в составе белков-ферментов, ограничивая или полностью блокируя их работу. Газообразный арсин, попадая в кровь через легкие, разрушает эритроциты и повреждает почки, при этом моча становится черной. Смерть может наступить при попадании в легкие ничтожно малых концентраций арсина. Интенсивность токсичности различных соединений мышьяка снижается в следующем ряду: арсины > арсениты > арсенаты > металлический мышьяк.
Иначе проявляется хроническое отравление малыми дозами. Человек постепенно слабеет, страдает от анемии, поносов или запоров, у него наблюдается сероватый цвет лица, снижение массы тела, потеря сил, шелушение кожи и образование язв, кровоточивость десен. Постепенно атрофируются мышцы ног и рук, кожа пигментируется от коричневого до черного и шелушится, в ней возможны злокачественные изменения, а на ногтях появляются характерные полосы. При легких отравлениях наблюдаются потеря аппетита, неприятный вкус во рту, слабость, озноб, ослабление пульса, нарушения сна.
Мышьяк называют вездесущим элементом. Его можно найти повсюду - в горных породах, минералах, воде, почве, в животных и растениях. Мышьяк распределяется по разным географическим регионам Земли благодаря летучести его соединений и высокой растворимости в воде. Если климат региона влажный, то элемент вымывается из земли и затем уносится грунтовыми водами. В поверхностных водах и в глубинах рек содержится от 3 мкг/л до 10 мкг/л вещества, а в морской и океанской воде – гораздо меньше, около 1 мкг/л, что не мешает соединениям мышьяка накапливаться в морепродуктах. Особым свойством кумулировать мышьяк обладают креветки, омары и лангусты. Повышена концентрация мышьяка в рыбьем жире.
Техногенными источниками токсичных соединений мышьяка является дым, образующийся от сгорания каменного угля и выплавки руды. Промышленное загрязнение мышьяком сопровождает производство лакокрасочной продукции, стекла и электронных устройств. Повышенной опасности острых и хронических отравлений производными мышьяка подвергаются рабочие металлургических предприятий, вдыхающие мышьяковую пыль, сельскохозяйственные рабочие, имеющие дело с мышьяковыми инсектицидами. Фрукты и овощи, обработанные такими пестицидами, также могут вызвать отравления.
Особыми зонами риска отравлений мышьяком являются Урал, Западная и Восточная Сибирь, Чукотка, Колыма, Якутия, Приморье. Повышено содержание мышьяка в гидросфере Азовского моря и Атлантического океана.
Пищевым источником элемента считаются растительные и животные продукты, зерно, злаки, табак, вино, и даже питьевая вода. Мышьяк есть везде(!), его нет разве что в составе рафинированного сахара. В человеческий организм соединения мышьяка могут попасть с минеральной водой, соками, виноградными винами, медицинскими препаратами. Накапливается это вещество преимущественно в ретикуло-эндотелиальной системе, а также в лёгких, коже и почках. Порог токсичности составляет примерно 20 мг.
В физиологической концентрации от 30 до 100 мкг, мышьяк в организме человека играет исключительно положительную роль. Мышьяк служит регулятором деятельности ферментов в процессе метаболизма важнейшей незаменимой аминокислоты – аргинина, которая участвует в процессах азотистого обмена, синтеза мочевины. В приемлемой концентрации мышьяк является эффективным антиоксидантом, сдерживающим окислительные процессы. Мышьяк положительно влияет на функцию кроветворения,
улучшает обмен веществ, потенцирует рост тканей, способствует чистоте кожи и росту волос.
Добиться равновесия при таком массированном поступлении мышьяка – не простая задача. Повышение его концентрации выше порогового уровня свидетельствует о нарушении ВСЕГО МИНЕРАЛЬНОГО ОБМЕНА, в частности об ослаблении влияния прямых антагонистов мышьяка – фосфора, серы и селена, которые в свою очередь зависят от минералов – синергистов, потенцирующих химические реакции с участием этих элементов. Минеральный обмен является жестко регламентированным процессом, и возможен исключительно при участии всех макро- и микроэлементов, в которых испытывает потребность организм.
Наиболее эффективным способом сохранения минерального баланса, и, следовательно, снижения уровня мышьяка до приемлемых «физиологических» значений является использование особых свойств природного минерала цеолита - носителя ВСЕХ необходимых организму макро- и микроэлементов в активной ионной форме.
Механизм действия цеолита основан на вытеснении избытка потенциально токсичного элемента ионами фосфора, серы и селена. Вытесненный мышьяк адсорбируется на кристаллической решетке цеолита и выводится из организма кишечником. Ионный обмен и сорбция мышьяка и его соединений происходит одновременно в 2-х направлениях:
- поглощение мышьяка пористой поверхностью цеолита из «зараженной» пищи и воды в желудочно-кишечном тракте;
Способность цеолитов адсорбировать мышьяк хорошо изучена. Методами биотестирования показано существенное снижение токсичности растворов содержащих различные соединения мышьяка. Согласно экспериментальным данным, максимальную сорбирующую способность проявлял цеолит, подвергшийся процессу термической активации – технологии используемой в производстве «Литовитов» (Коновалов А.С., Бобров А.Н., Стом Д.И., Кан В.М., Бутырин М.В. Оценка способности активированных цеолитов связывать мышьяк. Экология и промышленность России 2014г.)
Второе направление:
- ионный обмен, осуществляемый данным минералом с лимфатической и кровеносной системами, сосредоточенными в кишечнике.
Рекомендуемая схема применения цеолитсодержащей биологически активной добавки «Литовит-М» с целью выведения избытка мышьяка и из организма:
Профилактические курсы 4 раза в год (1 раз в квартал).
«Литовит-М» (утром и вечером, до, либо после еды):
15 дней по 2,5 г – 2 раза в день, 5 дней перерыв,
15 дней по 2,5 г – 2 раза в день.
Запивать растворимым напитком «Литовит–горький коктейль» в указанной дозировке (1/2 чайной ложки гранулята на 100-150 мл фильтрованной воды комнатной температуры).
Предприятие «Новь» желает Вам физиологического уровня мышьяка!
Автор статьи: Никитин А.Н. научный консультант НПФ «НОВЬ», врач – фитотерапевт.