Работа выполнена на базе межтерриториального ожогового центра
Новосибирской областной клинической больницы
хирургом-комбустиологом Д.С. Вегерой
Проблема полного восстановления кожных покровов до их первоначального состояния весьма и весьма актуальна, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, это специфика ожоговой раны, которая состоит из тканей, поврежденных на разную глубину, и соответственно характеризуется феноменом разных фаз заживления, соседствующих на едином физиологическом пространстве (экссудация, колликвационный либо сухой некроз, пролиферация, грануляция).
Далее. Только что восстановленный кожный покров представляет собой функционально и морфологически незрелую структуру. Это предрасполагает к микробной и аутоиммунной агрессии, проявлением которой являются пиодермиты и дерматозы, резко тормозящие процессы репарации. Именно это во многом определяет будущий вид кожных покровов (полное морфологическое соответствие здоровой коже либо образование рубцовой ткани), а также их функции – саморегуляцию и энергообмен.
Кроме того, созревание рубцовой ткани сопровождается весьма неприятными, а порой и мучительными ощущениями для больного. Это непрерывный зуд, стягивание кожи, нередко выраженная болезненность области образования рубцов. Однозначно можно сказать, что хирургу, занимающемуся ожоговой хирургией, важно не только вывести пациента из ожоговой болезни, справиться с осложнениями и в кратчайшие сроки закрыть раневую поверхность (аутодермопластика), но и добиться оптимальной репарации, сняв у больного отягощающую симптоматику и решив косметическую сторону проблемы.
Правильно и хорошо вызревший рубец должен быть гладким, мягким, не возвышаться над уровнем кожи и, по сути, мало отличаться от нее. Но патогенез репаративных процессов изучен недостаточно, поэтому для достижения нужного результата, как правило, необходимо применение различных комбинаций патогенетических и симптоматических средств.
Можно использовать и одно средство, но оно должно быть универсальным. Обладать хорошей антисептикой, смягчать, обезболивать и снимать зуд; иметь противовоспалительные эффекты, а также усиливать процессы репарации.
Пока идёт поиск такого средства, медицина использует различные препараты для лечения и профилактики рубцовых изменений – гормональные мази, силиконовые пластыри, физиотерапию с ферментами. Но это в специализированных клиниках, а вообще, до сих пор используются достаточно надёжные, но примитивные в контексте ожоговой раны, средства – хлористый кальций, вазелин, детский крем. Не все приёмы достигают своей цели. Нередко они дают побочные эффекты, а некоторые травмируют эпидермис.
Сегодня потребность в препарате нового класса очевидна. И он к тому же должен быть экономичным, так как раневые поверхности обширны и требуют большого количества расходного материала.
Современный фармацевтический рынок предлагает для специфической терапии два основных препарата – контрактюбекс и куриозин. Оба оказывают положительное влияние на процессы репарации, однако первый достаточно дорог, а антисептический спектр второго оставляет желать лучшего.
В данном исследовании мы остановились на средстве наружного применения – уже не новом, но недостаточно известном. Это эмульсия «РИЦИНИОЛ». Разработчиком и патентообладателем является преподаватель кафедры молекулярной биологии НГУ, микробиолог Марцинкевич О.Н.
Препарат представляет собой эмульсию касторового масла с введением витаминного комплекса. Он характеризуется высокой концентрацией кислородсодержащих жирных кислот, моно- и полиненасыщенных жирных кислот, глицерина. В составе эмульсии есть физиологически активные вещества – дубильные, воски, фитостерины, фосфатиды, гликозиды. Вода очищается по специальной методике. Органолептически это достаточно густая, но текучая эмульсия.
Рициниол прошёл микробиологические испытания в различных лабораториях города и обнаружил высокую антимикробную, вирулицидную и фунгицидную активность. Кроме того, он зарекомендовал себя как отличное ранозаживляющее средство с эффектом ускоренной репарации, обусловленным высоким содержанием витаминов С, Е, P , PP , ферментов и структурного материала в виде фосфолипидов и аминокислот. Эмульсия также обладает обезболивающими эффектами, по-видимому, блокируя передачу импульсов на уровне синапсов. Отмечены её противовоспалительные, мембранопротекторные, трофические и цитотоксические свойства (д.м.н., зав. каф. госпитальной терапии проф. Шпагина Л.А., д.б.н. Морозова О.Н., к.м.н. проф. Евстропов и др.).
Имеется также информационное письмо, подписанное начальником Управления здравоохранения г. Новосибирска Чернышёвым В.М., рекомендующее более широко использовать Рициниол в различных областях медицины.
Всё вышеперечисленное послужило мотивом для выбора средства «Рициниол» как возможного патогенетического средства в лечении больных, перенесших ожоги.
Нами было пролечено амбулаторно и обследовано 10 волонтёров возрастом от 2,5 до 77 лет. Применялось прямое нанесение препарата на рубцующуюся поверхность до полного сё увлажнения 2 раза в день. Всем больным назначался Шалфейный Рициниол, за исключением 77-летней женщины, которая выбрала Пшеничный рициниол. Стоит заметить, что пациенты не применяли каких либо средств, кроме данного препарата. Рициниолнаносился в течение минимум 20 дней, а максимум 5 месяцев ежедневно.
Уже на вторые сутки все без исключения пациенты отмечали исчезновение зуда, увлажнение кожных покровов, уменьшение болевых ощущений и стягивания. Эффекты были стабильными. В течение всего периода наблюдения было замечено не только улучшение субъективных ощущений пациентов, но и объективно более энергичное созревание рубцовой ткани. Это проявлялось приобретением рубцовой тканью физиологической окраски, уплощением и смягчением рубца. Причём этот процесс протекал почти в 2 раза быстрее.
Поданным различных авторов, процессы репарации при прочих равных условиях протекают и завершаются в срок от 9 до 12 месяцев. В случае 77-летней женщины этот процесс, показанный нами на фото и таблицах, завершился за 5 месяцев. Также за все это время не было отмечено ни одного случая осложнения от применения средства. (подтверждения в виде цитоморфологического исследования у нас пока нет. так как больная боится биопсии).
Выводы:
1. Уже на вторые сутки пациенты отмечали исчезновение зуда, увлажнение кожных покровов, уменьшение болевых ощущений и стягивания. Эффекты были стабильными.
2. Было замечено объективно более энергичное созревание рубцовой ткани. Это проявлялось приобретением рубцовой тканью физиологической окраски, уплощением и смягчением рубца. Процесс протекал почти в 2 раза быстрее.
3. За все время не было отмечено ни одного случая осложнения от применения средства.
В связи с этим можно сделать вывод, что препараты «Рициниол шалфейный», «Рициниол пшеничный» могут использоваться наряду с другими средствами в профилактике и лечении рубцовых изменений после перенесенных ожогов.
Врач ВЕГЕРА Д.С.
2. Возможности препарата «Рициниол Шалфейный» в период реабилитации ожоговых больных
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
Межтерриториальный ожоговый центр.
Хирург-комбустиолог Вегера Д.С.
Около 70% от общих травм приходится на ожоги (химические, термические, контактные, солнечные). И первым вопросом пациента, обратившегося за помощью, является: «А останутся ли последствия – рубцы, шелушение, покраснение?»
Современна медицина, фармакология, косметология имеют массу препаратов, методов физического воздействия, которые в большей или меньшей степени применимы для сглаживания рубцов, контрактур, уменьшения послеожоговых гиперемии – Эластодерм, Кератан, Контратюбекс, мази на гормональной основе… К сожалению, большинство препаратов зарубежного производства достаточно дороги, а для их назначения необходимо обратиться к специалисту.
Практически каждый человек получал в жизни бытовые ожоги. Кто-то обращался за помощью к врачу, кто-то лечился «бабушкиными методами» – в лучшем случае это были облепиховое масло и детский крем. К сожалению, эффективность этих средств не очень высока. И все мы сталкивались ещё с одной проблемой, возникающей при заживлении. Как убрать нестерпимый зуд, сухость, тягостное чувство стягивания в месте ожога?
Сегодня появилось новое средство, применимое как в быту, так и в условиях стационара и не требующее больших материальных затрат. Речь идёт о Рициниоле, который успешно вписался в схему реабилитации больных, перенесших ожоговую травму II, III А степени тяжести сразу после эпителизации. Я работаю с этим препаратом уже 3 года и накопил достаточный опыт его применения. В предыдущей работе были показаны эффекты скорейшего созревания рубцовой ткани.
Вывод. Препарат эффективно и достаточно быстро купирует зуд, очищает от корочек, предохраняет молодой эпителий от высыхания, купирует явления ожоговой гиперемии. При этом пациенты не ощущают дискомфорта, характерного для большинства иных средств.