«Валик лицевой М (МК)» (в игровом варианте - «Трактор») представляет собой цилиндр, покрытый иголочками, закрепленный на гладкой рукоятке. При прокатывании по коже, создает эффект «множественного игольчатого душа». Применяется для динамического воздействия на кожу.
Валик используется при массаже и самомассаже тела. Воздействие производится по внешней стороне конечностей и по спине. Нажатие легкое, движения равномерные по всей длине.
Игровой массаж «Песня Ежика»
Прокатывание валиком сопровождается словами:
«Ёжик катился, катился, катился...
По рукам катился, катился, катился ...
По спине катился, катился, катился ...
По ногам катился, катился, катился ...
И исчез».
Текст произносится плавно, певуче, на манер народных потешек.
«Пианино»
Еще один вариант речевого сопровождения массажа-игры с валиком. Поется гамма со словами «Вот иду я вверх. Вот иду я вниз» одновременно с продвижением валика по рукам, спине, ногам. Особенность: после путешествия валика вверх и вниз нужна пауза, чтобы ребенок мог прочувствовать свои ощущения, понять, хочет ли он еще.
Игровой массаж «Летний душ»
В игре используется фрагмент стихотворения Виеру Григоре «Как умывается ежик». Педагог зачитывает стихотворение и, подавая пример детям, демонстрирует элементы массажа на себе:
На жаре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берет,
Мордочку ежонку трет.
Моет ручки, моет ножки
И еще живот немножко.
Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну.
Большую часть массажа ребята выполняют самостоятельно. На последнем двустишии педагог предлагает помочь детям-ежатам друг другу почистить валиком иголочки на спинках.
«Ежиный массаж»
Группа детей и педагог сидят в кругу на ковре. Первая часть игры проходит без устройств аппликационных Ляпко. Дети и взрослый отхлопывают ритм по коленям и произносят текст: «Папа ёж, мама ёж, ты мне ручки разотрешь? Папа ёж, мама ёж, ты мне плечики потрешь?». Называются разные части тела, которые растираются руками вверх-вниз. Следующий этап игры - использование УАЛ. При произнесении речевой части дети отбивают ритм по коленкам, затем берут валики и массируют ими названную часть тела.
Массаж «Колючая одежка»
Ёжик, Ёжик - чудачек,
Сшил колючий пиджачок.
Давайте покажем, как Ёжик пиджачок надевает.
На руки одеваем, на спинку, на животик, а на шее - воротник.
(Массируем названные части тела у ребенка).
Как правило, такие игры вызывают у детей положительные эмоции, особенно, если эмоционален взрослый, они часто просят повторить еще.
Когда детям эти игры хорошо знакомы, их тело привычно к воздействию устройств аппликационных Ляпко, то можно подключать к массажу более чувствительные части тела - грудь, живот, шею, голову, тыльные стороны рук и ног.
Сюжетная игра «Добрый доктор Айболит»
Игра является своего рода мини-спектаклем. Педагог «приглашает» игрушечного Айболита или сам надевает белый халат и объявляет, что лесная больница для зверушек открыта. К доктору приходят игрушечные звери на прием.
У медведя болит спина - он поднял слишком тяжелый улей с медом. Айболит рассказывает, что тяжести нужно поднимать постепенно, после тренировки. А сейчас больному показан щадящий режим, обкатывание валиком поясничной части и лежание на устройстве аппликационном Ляпко «Ромашка-М».
Белочка большая непоседа, у нее хорошо получается скакать по веткам, но стихи учить ей трудно, память слабая. Айболит при помощи Ёжика делает массаж головы, чтобы кровь к голове приливала, улучшалось зрение, память, внимание и рассказывает, что память нужно тренировать постоянно, сначала учить коротенькие стихи, потом более длинные, а чтобы лучше запоминалось, нужно представлять себе то, про что рассказываешь, или даже зарисовывать. И, конечно, не забывать про ежиный массаж.
Зайчик был неосторожен, когда перебегал по мостику, и поломал лапку. Теперь она у него загипсована. Чтобы косточки быстрее срастались, Ёжик делает Зайчику массаж на здоровой лапке.
Лисичка часто простужается. Айболит прописывает одеваться по погоде, делать закаливание и массаж массажером «Фараон».
Эта игра дает ребятам информацию о том, как можно применять устройства аппликационные. Следующий этап возможного развития этой сюжетной игры - лесная школа для юных докторов. Ребята как ученики Доктора Айболита помогают делать массаж зверушкам.
«Взаимный массаж»
Когда приемы массажа освоены детьми в достаточной мере, можно попробовать перейти к такому виду деятельности, как взаимный массаж. Дети в парах могут делать друг другу массаж, отработанный на куклах и на себе. Это формирует бережное отношение друг к другу, умение доверять партнеру, контактировать, развивает навыки вербализации своих ощущений («Так слишком сильно», «Мне нравится массаж спины»).
Такой вид массажа дает установку на взаимопомощь, делает детей неравнодушными к ощущениям другого человека.