Говоря о целебных свойствах шунгита и шунгитовой воды, мы так или иначе выходим на проблему микроэлементного баланса между организмом и окружающей средой.
Ведь пропуская питьевую воду через шунгитовый фильтр, мы помещаем наш организм в зону защищенного биохимического микроклимата.
Сегодня такая дополнительная защита внутренней среды организма от внешних загрязнений так же необходима и естественна, как и ношение одежды, необходимое для поддержания теплового равновесия на морозе.
Неслучайно все, кому дорого здоровье, мечтают, чтобы их рацион был обогащен витаминами и микроэлементами, но в то же время не желают, чтобы в воде и пище содержались тяжелые металлы и радионуклиды.
Между тем мало кто представляет, что тайны целебного действия минеральных источников, "уникальные микроэлементные комплексы", предлагаемые в аптеках по весьма заметным ценам, и пугающие "тяжелые элементы" суть разные стороны одной биологической, а еще точнее - биохимической, проблемы.
Тяжелые металлы - это те же микроэлементы, концентрация которых многократно превышает естественный природный фон, в котором человек формировался как биологический вид.
Не секрет, что главный источник загрязнения среды тяжелыми металлами - деятельность человека. Ведь в естественных условиях такие элементы, как медь, свинец, кадмий, ртуть, цинк, были выведены за пределы биосферы и сконцентрированы в немногих компактных месторождениях. Но человек не только вытащил запасы этих металлов на свет божий, но и рассеял добытое прежде всего в местах собственного обитания, включив тяжелые металлы в биологический оборот.
В итоге зоны с наиболее высокой плотностью населения превратились в зоны искусственных геохимических аномалий, где концентрация тяжелых элементов, в том числе в водоисточниках, превышает безопасную в десятки раз.
Сегодня в наиболее населенных промышленных районах мира складывается парадоксальная ситуация, когда воды вроде бы и достаточно, но пить ее не рекомендуется. Совсем как на лодке посреди океана: топиться можно, пить нельзя. А жить-то хочется...
Так где же проходит граница между полезными микроэлементами и опасными концентрациями тяжелых металлов?
Большинство из нас над этим не задумывается, предпочитая полагаться на соответствие пищи, витаминных препаратов и питьевой воды ГОСТам и ПДК.
Но все-таки: сколько человеку микроэлементов нужно?
Конечно, стандарты - при условии, естественно, реального соответствия - гарантируют отсутствие явного вреда для здоровья.
Однако не гарантируют и максимальной пользы - ведь даже дорогие витаминные препараты не учитывают поступления тех же незаменимых веществ с водой и пищей, а также - что не менее важно - не учитывают индивидуальных особенностей организма. А это создает опасность передозировки, которая для отдельных микроэлементов весьма и весьма реальна.
Ведь полезные микроэлементы и тяжелые металлы - это одни и те же вещества, достаточно условно разделенные границей ПДК - предельно допустимой концентрации. Кстати, высокая ядовитость солей многих металлов обусловлена именно тем, что, выполняя особую биохимическую роль в составе ферментов они абсолютно необходимы организму - но в микроколичествах. Поэтому "лишние" атомы микроэлементов, гуляя по организму, норовят встроиться в структуру "чужих" ферментов (кадмий вместо цинка), блокируя их работу, чем нарушают тонкие механизмы обмена веществ - тканевое дыхание, переработку токсинов или, не дай Бог, деление и рост клеток.
Одним словом, оптимальная физиология организма-а это и есть искомые здоровье и долголетие - требует, чтобы внутренняя среда организма содержала микроэлементы в достаточно узких рамках. Ведь в отличие, скажем, от витаминов, излишки которых просто сжигаются организмом, ионы тяжелых металлов склонны к накоплению и выводятся из организма с большим трудом. При этом, как и в случае "обычных" гипервитаминозов, - например, при отравлении избыточными дозами витаминов А и О - тяжелые металлы накапливаются именно в тех органах, которым они особенно нужны в микродозах. Ведь организм, "не зная" об избыточной концентрации металлов в современной окружающей среде, автоматически концентрирует их в тех органах и тканях, где они нужны как микроэлементы.
Так, отравление селеном, который как микроэлемент входит в состав зрительного фермента - родопсина, - приводит к слепоте, а радиоактивный йод избирательно накапливается в щитовидной железе и ведет к ее раковому перерождению.
У читателя невольно может возникнуть вопрос: а нельзя ли измерять концентрацию микроэлементов непосредственно в организме - чтобы глотать не просто стандартные таблетки, только то, что действительно нужно сегодня, - а заодно и выявлять ранние признаки возможной интоксикации?
Коррекция микроэлементного состава внутренней среды организма - хотя бы крови - на основе химического анализа - дело малоосвоенное и поэтому пока доступное не каждому. И дело не только в том, что методика анализа должна быть доведена до высокой степени совершенства и достаточно низкой трудоемкости. Пока не решен главный вопрос - расшифровка результатов, поскольку потребность в микроэлементах зависит не только от их поступления извне и скорости вымывания из организма, но и от целого букета других условий.
Установлено, например, что соотношение в крови ряда микроэлементов связано с определенными заболеваниями. В частности, наши исследователи, изучая содержание микроэлементов в крови больных ишемической болезнью сердца и инфарктом миокарда, установили повышение концентрации марганца и никеля при снижении уровня меди, железа и бария. Венгерские медики, изучая пробы волос, взятых у больных, перенесших инфаркт, установили, что содержание в них кальция в несколько раз меньше, чем у здоровых людей. Американцы, в свою очередь, заметили отсутствие хрома в тканях умерших от атеросклероза.
Как видите, ученые далеко не случайно пытаются привязать микроминеральный баланс организма к диагностике, - но проблема не так проста, как кажется. Ведь изменение этого баланса может быть и причиной болезни, и ее следствием - в том числе защитной реакцией организма.
А от этого зависит, нужны ли организму дополнительные дозы микроэлементов либо, наоборот, вредны. Однако все ученые сходятся на том, что активная коррекция микроэлементного баланса - весьма и весьма перспективный метод нормализации обмена веществ.
Глубокая вера медиков и биохимиков в особую роль минерального обмена породила даже научные легенды - легенды о потерянных научных открытиях. Я помню, лет двадцать назад журнал "Химия и жизнь" писал о враче, который еще в начале двадцатого века внутривенными инъекциями достаточно известных в медицинской практике минеральных солей (калия, кальция, магния, натрия) блестяще лечил самые разные и крайне тяжелые болезни - включая заражение крови, - но его метод не был признан коллегами, и изобретатель унес свой секрет в могилу.
Так что на сегодня единственное и естественное решение проблемы микроминерального обеспечения организма - максимальное приближение микро- и макроэлементного состава окружающей среды - а это прежде всего питьевая вода - к естественному минеральному фону, наиболее благоприятному для человека.
А для этого питьевая вода должна быть не только очищена от примесей - искусственные фильтры с этим тоже справляются, - но и приближена по своему микроминеральному составу к лучшим природным эталонам.
Просто очищенная от солей вода - это вода "мертвая". "Мертвая" не в смысле "ядовитая", а просто никакая, пустая. А нам нужна вода "живая".
Эту разницу хорошо прочувствовали горные народы, потребляющие чистую, но "мертвую", лишенную микроэлементов талую ледниковую воду - горцы особо ценили минеральные подземные источники, называя их не иначе, как "кровью земли" и справедливо считая источником силы и здоровья.
Микроминеральный голод, связанный с употреблением бессолевой ледниковой воды, те же народы Кавказа предупреждали регулярным употреблением сухого вина, впитавшего богатый и сбалансированный минеральный фон горной почвы. Кстати, именно богатый "микроэлементный букет" местных вин геронтологи считают одним из секретов кавказского долгожительства.
Кстати, в отличие от горцев кавказских, швейцарские горцы, минеральной воды и сухого вина не пившие, долгожительством не отличались. Более того, именно швейцарцы чаще других европейцев болели эндемическим зобом - болезнью щитовидной железы, связанной с нехваткой йода. Неслучайно, что юбилярам принято желать именно кавказского, а не "швейцарского" долголетия.
О недолговечности швейцарских горцев свидетельствует и статистика прошлого века, почти сто лет назад приведенная знаменитым физиологом Ильей Мечниковым в "Этюдах оптимизма" - первой в России и в мире подлинно научной книге по здоровью и долголетию. А причина, скорее всего, в том, что альпийским жителям, биохимически оторванным от родной почвы, просто не хватало микроэлементов.
Нормальной питьевой воде мало быть просто чистой - она должна иметь оптимальный микроэлементный состав.
Поэтому если сравнивать различные источники питьевой воды - от различного рода бытовых фильтров до воды бутылочной, то надо учитывать не только денежную сторону и степень очистки воды от типичных промышленных загрязнений, но и микроминеральный состав воды.
В отличие от фильтров искусственных, для естественных минеральных фильтров на основе шунгита и цеолита характерна уникальная способность корректировать микроэлементный состава воды.
Эта удивительная, на первый взгляд, способность шунгита и цеолита одни соли поглощать, а другие - выделять в раствор, поддерживая оптимальный микроминеральный состав воды, связана с их ионообменными свойствами.
Шунгит и цеолит - своего рода химическая губка, которая "заряжена" микроэлементами в их природном соотношении еще в глубине земли. Подчиняясь законам химического равновесия, проходящая через фильтр вода приближается к составу древних подземных вод, омывавших шунгит в течение многих миллионов лет.
Когда водопроводная вода проходит шунгитовый фильтр, недостающие примеси выходят в раствор, в то время как вещества, которых в подземных водах не было - тяжелые металлы, аммиак, избыточное, не усвояемое организмом железо - прочно связываются фильтром.
Изучая оборудование по очистке и подготовке питьевой воды - не только бытовые, но и промышленные фильтры и очистные установки, я обнаружил интересную вещь. Если первая волна подобных устройств делала упор на получение химически чистой воды - за счет фильтрации через активированный уголь, обессоливания с помощью ионообменных смол, а также вымораживания, дистилляции и даже обратного осмоса, - то сегодня все большее внимание уделяется нормализации микроминерального состава прошедшей очистку воды. Доходит до смешного. В рекламе одной весьма экзотической установки, очищающей воду до практически полного отсутствия примесей, указывается, что для окончательного доведения воды до питьевого качества она дополнительно минерализуется специальным солевым концентратом, имитирующим микроминеральный состав родниковой воды!
Изучим проспекты иностранных фирм, выпускающих оборудование для пищевых производств. Для производства безалкогольных напитков и пива используются довольно сложные схемы водоподготовки, включая трехступенчатую механическую очистку, умягчение, угольный фильтр. Плюс, соответственно, насосы, электрика, автоматика... Трубы только из нержавейки, аппараты из титана... Предусмотрен даже режим автоматической промывки и дезинфекции всей системы кипятком. А в самом конце схемы - две скромных колоночки. А в колоночках - простой, отечественный цеолит...
Другой случай. Страшно дорогой американский автомат для торговли питьевой водой и горячими растворимыми напитками. Сегодня такие монстры ставятся в крупных офисах самых богатых фирм - модно и пожаробезопасно. Вода в автомате фильтруется через сменный многоступенчатый фильтр, включающий "минеральный слой специально подобранного состава для обогащения воды естественными микроэлементами". Когда удалось добыть отработанный фильтр, то помимо угля и гранул ионообменной смолы там был найден типичный цеолит. По некоторым данным, сегодня иностранные производители фильтров вплотную заинтересовались применением шунгита.
Правда, войдя в состав "фирменных" зарубежных фильтров с "эксклюзивным слоем природных минералов", шунгит потеряет свое имя, став частью ноу-хау, тщательно охраняемого от конкурентов. Не исключена, кстати, и скупка иностранцами единственного в мире месторождения шунгита "на корню".
А пока... Пока у нас есть выбор между покупкой отечественного минерального фильтра на основе шунгита и цеолита и покупкой его иностранного аналога, где тот же самый цеолит будет продан вам в виде "кота в мешке" - под другой торговой маркой, в более красивом оформлении и минимум в десять раз дороже.