Личный врач Ленина
У него был пропуск в Кремль в любое время дня и ночи. В доме Ленина и Крупской он всегда был желанным гостем. Почти членом семьи. “Даже не знаю, чем я заслужил к себе такое отношение, — недоумевал Залманов. — Я ведь обыкновенный врач”. Врачом он, конечно, был далеко не обычным.
Настоящий доктор, по мнению средневекового ученого Авиценны, должен обладать взглядом сокола, мудростью змеи и сердцем льва. Именно таким врачом современники считали Залманова. Он мог поставить диагноз, просто внимательно посмотрев на больного. Как правило, не ошибался. Не случайно, чтобы попасть к нему на прием, люди готовы были пересекать моря и океаны.
В 30 лет Залманов имел три медицинских диплома. Один получил в Москве, два других — в Германии и Италии. Залманов так любил жизнь во всех ее проявлениях, что в перерывах между медицинской практикой путешествовал и осваивал другие профессии. Был рыбаком, юридическим репортером в газете, мастером на строительстве Сибирской железной дороги, даже работал чистильщиком обуви. И всегда юморил. Сочинял пародии, наряжался арабом — предсказателем судьбы и выступал на городских улицах.
— Однажды он на Кузнецком мосту собрал толпу вокруг своей галоши, — вспоминает потомок Залманова Сергей Смолицкий. — Заключал пари, что она пойдет. Когда страсти накалились, ловким движением надел галошу на ногу и ушел.
Озорничал Залманов и на врачебных консультациях. Едкой шуткой старался оживить мрачных пациентов. Одно время он руководил лечебницей в Нерви (курорт на берегу Генуэзского залива), куда к нему приезжали лечиться Плеханов, Роза Люксембург, Клара Цеткин, выжившие матросы с “Потемкина”… Во время Первой мировой войны он получает чин генерала медицинской службы и назначается на должность начальника санитарных поездов. Ну а сразу после революции его ждет целый ряд высоких постов в Наркомздраве. Помимо прочего его назначают директором всех курортов и поручают организовать борьбу с туберкулезом. Благодаря именно его стараниям был принят закон, запрещающий строительство заводов ближе 15 км от городов. Тогда-то он и становится личным врачом “самого человечного человека”.
“В доме у них не было лифта, — писал в своих письмах Залманов. — Надежда Константиновна страдала базедовой болезнью. Сердце было расширено, и мне стоило больших трудов настоять, чтобы был сооружен подъемник, так как подниматься на третий этаж ей было очень трудно. С трудом удалось мне отвезти Крупскую на один-единственный месяц в детскую санаторию в Сокольниках. Изредка после долгих напоминаний удавалось мне уговорить Ленина покататься в открытом автомобиле. Пациент он был на редкость непослушный. Оба они — и Ленин, и Крупская — были не в состоянии долго лечиться…”
В 1921-м Залманов поделился с Лениным осознанием неполноты медицинских знаний. Тот спросил: “А если дать вам возможность выехать за границу?” Назавтра Залманов получил паспорт, деньги на дорогу и место в дипломатическом вагоне. Вернуться доктору было не суждено (после смерти Ленина это было опасно). Но до конца своих дней он не менял паспорт и считал себя гражданином СССР.
Капиллярная теория
Лучший врач, по глубокому убеждению Залманова, знает бесполезность большинства лекарств. Ему самому не нравилось главное направление, в котором развивалась медицина в XX веке. Он считал, что химические препараты, антибиотики слишком грубо вмешиваются в работу организма, мешая ему самостоятельно справляться с истинной причиной болезни. Залог же здоровья — в правильных обменных процессах, протекающих в пронизывающих все тело человека капиллярах. Потому-то Залманов и назвал свой метод капилляротерапией.
— Залманов опередил время, — объясняет директор Всероссийского института натуротерапии Сергей Арсенин. — Уже в начале прошлого века он знал то, что не так давно доказала наука. Что причиной всех бед в организме является нарушение микроциркуляции — капиллярного кровотока. В процессе жизнедеятельности капиллярная сеть забивается шлаками. Ток крови резко замедляется, а в некоторых участках вообще останавливается (возникает застой). Клетки перестают получать кислород и питательные вещества, не могут отдавать углекислый газ и выводить шлаки. Происходит самоотравление клетки, и она погибает. Если это происходит в сердце, то случается инфаркт, в головном мозге — инсульт, в печени — цирроз, в суставах — артроз и артрит, и так во всем организме. С возрастом этот процесс начинает принимать массовый характер, в тканях появляются целые островки погибших клеток и высохших капилляров. Это и есть старение…
Залманов считал, что, улучшая кровоток, можно остановить развитие болезни, начать восстановление всех поврежденных органов и тканей. “Если вы увеличите объем дыхания, приток кислорода к мозгу и всем органам, — писал он, — если вы раскроете просветы десяткам тысяч закрытых капилляров, тогда вы не встретите ни одного заболевания, которое не будет устранено вашим лечением”. Раскрывать капилляры он советовал не лекарствами, гипнозом, хирургией или облучением, а самыми обычными природными средствами: правильным дыханием, ежедневными физическими упражнениями и скипидарными ваннами. Последние, по его мнению, лучший враг болезней и старости.
Извольте окунуться в скипидарчик!
Своим пациентам Залманов неизменно предлагал окунуться в скипидарную купель (к сведению: скипидар — продукт хвойной смолы). После нескольких таких ванн люди будто заново рождались: восстанавливалась работа печени, почек, органов дыхания, проходили боли в суставах, сердце переставало шалить и даже нервишки успокаивались. Скипидаром Залманов лечил бесплодие, импотенцию, гепатиты, ожирение, артриты… Он разработал рецепт особой скипидарной эмульсии двух видов: белую и желтую. Первая раскрывает капилляры, вторая очищает их от токсинов.
Страстным пропагандистом скипидарных ванн и капилляротерапии был в свое время министр здравоохранения Франции (именно там Залманов открыл свою первую клинику). Оглушительный успех ванны имели — и имеют — в санаториях Швейцарии, Германии, Италии. Желая омолодить сосуды, их принимали — да и сейчас принимают — тысячи европейцев. Окунались в скипидарные купели даже вожди Третьего рейха. И это невзирая на то, что автора методики звали Абрам Соломонович… В Советском Союзе ванны применяли лишь в закрытых санаториях, для избранных. И только сегодня скипидарные ванны стали доступны простым смертным: их начали делать в некоторых российских здравницах. Одновременно в НИИ курортологии провели ряд экспериментов и доказали, что эти ванны уменьшают в крови содержание холестерина и сахара. Но самое интересное: ванны можно принимать в домашних условиях. Правда, лишь по специальной, одобренной Минздравом схеме.
— Дело в том, что в советских изданиях книг Залманова в состав эмульсии и в методику ее применения были внесены изменения, — говорят специалисты в области курортологии. — Видимо, это было сделано специально для того, чтобы в домашних условиях ванны невозможно было приготовить. Тогдашние чиновники от медицины страшно боялись, что люди займутся самолечением. А обычный скипидар, который продается в аптеке, — это не совсем то, что нужно. С его помощью от изнурительных болезней не избавишься, ведь перед тем как лечь в скипидарную ванну, нужна консультация врача, необходимо учитывать противопоказания.
Залманов сам регулярно принимал ванны и остался верен своему лозунгу “умереть молодым в 90 лет”. До последнего дня он много работал, отпускал шутки, интересовался женщинами и повторял, что мощь человеческого организма и его способность к самовосстановлению неисчерпаема.