Углерод и его соединения занимают в природе особое положение. Кстати, не только на Земле, но и в Космосе. Углерод находится в 4-й группе 2-го периода Периодической таблицы Менделеева. Являясь единственным элементом, у которого валентность и координационное число совпадают; этот элемент обладает способностью давать соединения практически с любым числом атомов в цепи в любом сочетании. Углерод является структурной единицей огромного числа органических соединений - как природных, так и синтетических. Соединения углерода мы встречаем везде: в земной коре (уголь, нефть, природный газ и т д. и т п.), в атмосфере, в цветах, деревьях, любом живом существе (энергия, необходимая организмам, образуется в клетках за счет окисления углерода).
Современные ученые рассматривают возникновение жизни на нашей планете как сложный процесс эволюции углеродистых соединений и считают; что эти соединения могут служить носителем жизни в любом участке Вселенной. Периодический закон потому и закон, что действует повсеместно. До недавнего времени науке были известны три кристаллические модификации углерода: алмаз, графит и карбин. (Последний получен искусственно, и не о том сейчас речь.)
Алмаз - супертвердое кристаллическое вещество. Графит - супермягкая жирная масса. Это две крайности, которые волновали и привлекали к себе ученых всех стран. Российским химикам и физикам удалось расслоить мягкую крайность - графит и получить из него материал, который режет алмаз как масло. Так появились (или, вернее, обозначились, потому что они были всегда, например в шунгите) фуллерены, о которых сейчас говорит вся планета. Фуллерены - это особая, новая форма существования углерода. Структура молекулы фуллерена напоминает покрышку футбольного мяча и представляет собой полые ионы углерода. Не углубляясь в химико-физические дебри, скажу, что открытие новой формы существования углерода объявлено сенсацией двадцатого века, а новые материалы, полученные из этой формы, - материалами двадцать первого века!
Интересно, что в самом начале одним из перспективных направлений открытия было указано получение противораковых препаратов. Но потом, в погоне за новыми материалами, медицинский аспект остался как-то в стороне. Правда, Олег Анатольевич Рысьев, кандидат физико-математических наук, директор ООО "Минеральная продукция", с которым я обсуждала эту проблему, считает тишину вокруг темы "рак и фуллерен" добрым знаком: "Раз молчат; значит; идет работа, и довольно интенсивная. Видимо, кто-то близок к получению нового препарата. Значит; будет молчать до последнего, пока не сможет предъявить свое изобретение человечеству".
Но нам-то, россиянам, чего ждать, пока создадут искусственные препараты, действия которых еще долго надо будет проверять. Ведь в шунгите этот фуллерен есть! В лучшем, естественном виде природных комплексов. Сотни миллионов лет под ногами лежит.
Через семь лет после открытия фуллеренов доказал это бывший советский ученый Семен Ципурский. В Америке, в одной из лабораторий Аризонского университета, он исследовал пробы карельских шунгитов, которые случайно захватил с собой - на память о работе в Геологическом институте Российской академии наук. Результаты исследований на какой-то миг поразили весь научный мир: в карельском шунгите обнаружены фуллерены. Значит, на Севере России, в природных условиях, существует материал, который с таким трудом получают в научных центрах. Откуда фуллерены появились в шунгите, пока объяснить никто не может. Это тайна, как и происхождение самого шунгита. Но важно уже то, что существование их обнаружили и подтвердили научным путем.
В породе углерод распределен равномерно в виде комочков, или глобул. Размер глобул от 100 до 500 А. С поверхности обломков свежераздробленной породы глобулы углерода легко выходят в холодную воду, чем и обусловливают лечебные свойства воды.
Кроме того, шунгит содержит практически всю таблицу Менделеева. Однако, и это известно каждому, не все химические элементы благоприятно действуют на человека. Но в том-то и заключается потрясающая особенность этого камня - в воду выходит только то, что необходимо, что полезно живому организму. Более того, у специалистов есть все основания полагать, что именно в шунгитовой воде возникла жизнь, поскольку его природные структуры и комплексы близки к ферментам, присутствующим во всех живых клетках, и даже к гемоглобину.