«Мы все глядим в Наполеоны», а в области медицинских познаний особенно. Мы наизусть помним названия сотен медикаментов и способов лечения, причем нередко путая, что и как применять. Число панацей в фармакопее нашей памяти намного превосходит количество существующих болезней. «Вижу ауру за 20 рублей», «Похудеть безвозвратно» - подобные объявления на страницах газет и стенах домов завораживают доверчивых пациентов, как удав кролика. Мы словно живем в Америке времен Марка Твена, там, где нарасхват покупается «средство для ращения волос», а фермер нового поколения, имеющий на ранчо собственный телефон, с детской доверчивостью следит за перемещением шарика под тремя ореховыми скорлупками, которыми манипулирует ловкий мошенник.
Да и как не поверить в очередное чудо, если на его телерекламу тратится не меньше средств и таланта клипмейкеров, чем, например, на раскрутку эстрадной звезды. И вот вся страна вместе с героями рекламных роликов победоносно расправляется с болью, диареей и противоположным ей недугом, зачарованно следит за пассами молчаливых или грозно повелевающих телеэкстрасенсов. Конечно, к лечению придорожными лопухами, вобравшими все возможное из выхлопных газов автомобилей, во многом толкает нас разочарование в уровне знаний наших участковых врачей. Но тем не менее поражает не столько безграничное доверие ко всевозможным снадобьям, сколько отсутствие желания разобраться в механизме действия лекарства, хотя бы внимательно прочитав аннотацию. Трижды права была балерина Майя Плисецкая, сказавшая в своем интервью, что человек любит узнавать, а не познавать.
И все же хочется надеяться, что судьба минерала с колоритным восточным названием шунгит, о котором пойдет речь в этой книге, сложится иначе. К счастью, его миновало рекламное кликушество. Мы возлагаем надежду на вас, умные, любознательные читатели, и сделаем все возможное, чтобы наиболее полно и всесторонне поведать вам историю открытия данного минерала, рассказать о составе, целебных свойствах, областях применения и перспективах использования шунгита, по праву заслужившего почетный титул «камень здоровья».
«Источник, настоянный на черном камне». История открытия целебных свойств шунгита
Живительная сила этого уникального камня знакома людям уже очень давно: «докторский стаж» минерала перевалил за 300 лет. Его имя - шунгит (или шуньгит) - произошло от названия села Шуньга, расположенного в Карелии, на онежских берегах. А первые сведения о лечебных свойствах шунгита содержат исторические документы начала XVII века. В те времена опальная царица Марфа Ивановна (боярыня Ксения Романова) жила в изгнании в Заонежье, в Толвуйском погосте. Она страдала от болезненных припадков, едва не приведших ее к смерти. Помилование «великая инокиня», как ее называли, получила от Бориса Годунова. Спасением же от своего недуга боярыня обязана здешним крестьянам, открывшим ей «источник, настоянный на черном камне». Жители окрестных хуторов издавна, из поколения в поколение лечились его водами.
Благодаря чудодейственной силе «живой» воды боярыня не только избавилась от болезни, но впоследствии смогла даже произвести на свет здорового ребенка. Последнее было огромной радостью для царицы, потому что все ее дети - а их было семеро! - умерли во младенческом возрасте. Рожденный в Заонежье Михаил Федорович Романов не только благополучно достиг зрелости, но и стал основоположником новой династии, существовавшей более трех веков.
После чудесного исцеления знатной особы источник прозвали «Царевен ключ». К сожалению, со временем его постигло забвение, и целебной водой продолжали лечиться только жители соседних деревень.
Миновало целое столетие, пока источник «живой» воды не был заново открыт Петром I. Шел 1714 год. В далеких заонежских краях «государь и великий князь всея Руси» строил медеплавильное производство. Существует легенда, утверждающая, что «Царевнин ключ» обнаружил заводской рабочий. Его мучила тяжелая болезнь. В местечке, откуда для завода доставляли руду, он нашел источник, «живая» вода которого всего за три дня вернула ему здоровье. Когда царю стало известно о «чуде», он распорядился обследовать источник. Как оказалось, вода его проходила через шунгитовое месторождение.
Вскоре выяснилось, что воды «Царевниного ключа» обладает «великой сиплой», помогая при малокровии, цинге, водянке, болезнях печени и других хворях. Всего две-три недели требовались для полного излечения. Для людей из народа источник был подлинным спасением от многих болезней.
«Царевен ключ» возвращал здоровье всем, независимо от сословий - и простым людям, и самому царю. Лично испробовав целебную силу воды, Петр I повелел начать около источника постройку дворца, а также основать первый русский курорт, получивший звучное имя «Марциальные воды» - в честь Марса, бога войны. Название это, скорее всего, неслучайно: здесь, в целебных водах источника, поправляли свое здоровье солдаты армии Петра I.
Жадный до всего нового, Петр еще до открытия «Марциальных вод» обратил внимание на удивительную способность волшебного черного камня очищать воду и придавать ей целительные свойства. Петр велел каждому воину обязательно иметь в ранце «аспидный камень» (как тогда называли шунгит), чтобы класть его в котелок для обеззараживания воды. Историки подтверждают существование императорского указа, обращенного к солдатам: пить только очищенную камнем воду - «дабы сохранить крепость живота своего».
Шунгит полностью оправдал доверие царя, защитив целую армию от эпидемии дизентерии. Лето Полтавской битвы выдалось очень жарким, местные источники воды «зацвели» и представляли серьезную угрозу здоровью людей. Исторические документы свидетельствуют, что среди солдат шведской армии отравления были массовым явлением, и даже сам король не избежал подобного недуга. В российской же армии подобных заболеваний практически не встречалось. Несомненно, что русских солдат уберег пресловутый «аспидный камень».
В 1717-1719 годах Петр поручил лейбмедикам Р. Арескину и Л. Блюментросту исследовать состав воды источника, которая была признана целебной, способной излечить целый ряд недугов. 20 марта 1719 года Петр I издает Указ об открытии «Марциальных вод» и «Правила дохтурские, как при оных водах поступать».
Приблизительно в это же время публикуется статья «Подлинные дознания о действии марциальной Кончезерской воды». В ней даются краткие характеристики девяти болезней, а также описания результатов применения «марциальных» вод. Современный исследователь Юлия Доронина приводит фрагмент Указа об открытии «Марциальных вод» на Олонце: «... Понеже оныя воды исцеляют различные жестокия болезни, а именно: цинготную, ипохондрию, желчь, бессильство желудка, рвоту, понос, почечуйную, каменную, ежели песок или малые камни. И оные из почек гонят... и от прочих болезней великую силу имеют...»
«Марциальные» воды успешно врачевали самого Петра I, не раз приезжавшего к источнику в двадцатых годах XVIII века. Специально для приема царских особ были возведены дворцы. Но после смерти Петра первый российский курорт потерял свою популярность и перестал существовать.
В середине того же века Елизавета Петровна пробовала вернуть «Марциальным водам» их былую известность. В Олонецкий край отправился лейбмедик Бугаев. По окончании работы он доложил императрице, что исследованные им источники не имеют каких-либо лечебных свойств. Однако, по утверждению историков, «олонецкую экспедицию» Бугаева можно считать, говоря современным языком, «заказной». Полученные выводы совпадали с коммерческими интересами иностранных купцов, торговавших дорогостоящей минеральной водой, которая доставлялась ими из-за границы. Так жизнь курорта снова остановилась, теперь уже почти на два столетия. Подавляющая часть строений была разобрана. И лишь в честь празднования 300-летия дома Романовых (в 1910 году) у «Царевниного ключа» торжественно поставили сруб.
После 1917 года курорт был практически забыт. Однако жители местных сел не перестали приходить к источнику целебной воды, которую в народе прозвали «опохмелятором».
Источником интересовались и ученые. Время от времени «марциальные» воды становились объектом их внимания. В начале XX века одна из работ, анализирующая достоинства российских и зарубежных курортов, детально описывает свойства Марциального источника. В результате сравнения его воды с водами знаменитых курортов Спа и Мариенбада утверждается, что вода Марциального месторождения не только не уступает им, но по множеству показателей, в том числе по силе своего целебного воздействия, является более эффективной.
В 30-е годы к Марциальному источнику вновь отправляется экспедиция, возглавляемая С. А. Вишневским. Результаты его исследований совпадают с выводами других ученых: «марциальные» воды обладают поразительными лечебными возможностями. Благодаря работам Вишневского, курорт в очередной раз обратил на себя внимание деятелей науки.
Интерес к источнику проявляли не только российские исследователи. Так, заместитель председателя правления общества «Земля Заонежья» В. Лукьянов рассказывал, что еще в начале 30-х годов правительство Канады попросило у правительства СССР разрешение на разработку шунгита. Канадцы добывали его в селе Шуньга до 1936 года, потом работы были остановлены. Кроме того, развитию курорта и продолжению исследовательских работ помешала Вторая мировая война. Лишь в 1960 году курорт начал постепенно возрождаться.
Однако только в наши дни ученые смогли по достоинству оценить и объяснить уникальные целебные, очищающие и защитные свойства шунгитовых пород, раскрыть механизм его исцеляющего действия. Сегодня наука знает о шунгите достаточно много, чтобы с полным правом называть его «камнем здоровья» и «лекарством XXI века».